Для чего мы учимся считать семейные расходы? Почему важно с детства приучать детей считать деньги и анализировать семейный бюджет? Стоит ли уделять внимание планированию расходов, покупок?
Эта статья именно об этом.
Для чего мы учимся считать семейные расходы?
Общая цель подсчета семейных расходов — научиться анализировать и планировать ежедневные расходы таким образом, чтобы не возникало денежного дефицита. Другими словами основная цель семейного бюджета должна стремиться к благосостоянию семьи. Более узкая цель заключается в постоянном контроле всех доходов и расходов каждого члена семьи. Цель контроля не ради контроля, а в планировании не только ежедневных мелких расходов, но и в умении откладывать части дохода на крупные дорогостоящие покупки в будущем.
Простыми словами семейный бюджет — это общая копилка, куда стекаются доходы каждого члена семьи, и откуда берутся деньги на жизнь: на питание, покупку вещей, коммунальные расходы и так далее. Казалось бы так просто посчитать кто сколько получает, включая не только заработную плату, но и социальные пособия, пенсии, дополнительные доходы от подработок, стипендии. Но более сложным кажется подсчет куда уходят деньги. На поверхности все кажется понятным. В первую очередь мы видим ежедневные траты на продукты, проезд, бензин, обучение, траты на репетиторов и так далее. Это называется постоянными расходами.
С ежедневными мелкими расходами тоже все на первый взгляд понятно. Но с более редкими расходами, такими как срочный ремонт (прорвало трубу, протекла крыша и т.п.), неожиданная болезнь и расходы на лечение, подсчет и анализ более усложнен. Усложнен он невозможностью заранее предугадать и предупредить возникновение этих обстоятельств и связанных с ними расходов. Именно поэтому такие расходы называются непредвиденными.
Искусство ведения семейного бюджета как раз-таки и заключается в умении планировать постоянные расходы так, чтобы всегда оставалась неприкосновенная часть на непредвиденные.
Почему важно с детства приучать детей считать деньги?
Воспитать ребенка — это не только привить любовь к ближнему, научить вежливости, милосердию к окружающим людям. Это еще и дать основу бережного отношения к деньгам, к уважению родительского труда. Дать элементарное понимание финансовой грамотности. Это не говорит о том, что нужно читать лекции своему чаду об экономике, политической обстановке, инфляции и т.п. Речь идет о разъяснении, что такое труд, и как с помощью труда человек зарабатывает на свою жизнь.
Привить ценность к накоплению, умении отказать себе в спонтанных ненужных безделушках — вот задача каждого родителя в финансовом воспитании своего ребенка. Хорошей традицией в каждой семье является дарить ребенку копилку. Пока у ваших детей нет возможности работать и вносить свой вклад в общий семейный бюджет, копилка будет стимулом для накопления подаренных денег, или откладывании мелочи, которую дают на сдачу. Так у ребенка будет цель и понимание, что на свою мечту нужно копить, и нужно уметь ждать.
Со школьного возраста ребенку необходимо объяснить какие в вашей семье есть текущие семейные траты. Сколько вы платите за воду, свету, газ, и даже лифт. Ребенок должен понимать, что эти расходы являются обязательными и первоочередными наравне как и продукты питания, без которых человек не может жить. В возрасте 6-7 лет можно доверить ребенку поход в продуктовый магазин за хлебом и молоком. Первое поручение даст ребенку самостоятельно расплатиться на кассе и получить сдачу.
Первый опыт моей дочери получился образцово-воспитательным. Совершенно ненамеренно, но вышло так. Я попросила 6-тилетнюю дочь сходить в магазин возле дома и купить 1 луковицу, при этом дала 100 рублей. Через 5 минут мой ребенок вернулся радостный домой с луковицей и без сдачи. Я спросила, сколько она потратила на луковицу, и где сдача. Счастливая дочь ответила, что за луковицу она отдала 10 рублей, а на всю сдачу купила кучу мелких безделушек, которые ей попались на глаза на кассе. В целях воспитательного процесса, я объяснила, что так поступать ей никто не разрешал, и что следует пойти и вернуть в магазин, то что купила без спроса. И она пошла, и вернулась домой со сдачей. Вот такой был опыт. Конечно были слезы, но и наступило понимание, что тратить на безделушки не следует, тем более без согласования со взрослыми.
С этого возраста важно откровенно разговаривать с ребенком и называть ценности каждой вещи в буквальном значении. Например, бюджет вашей семьи состоит из зарплаты мамы и папы и пенсии бабушки, и составляет 80 тысяч рублей. Постоянные расходы составляют 70 тысяч, а оставшиеся деньги копятся на летний отдых или новую мебель.
Стоит ли уделять внимание планированию расходов, покупок?
Конечно, стоит. И стоит обсуждать на семейном совете запланированные расходы, особенно дорогостоящие. Интересы и «хотелки» каждого члена семьи должны быть приняты во внимание, и даже ваших детей, которые еще не могут зарабатывать. Вот почему важно с раннего возраста объяснять ребенку ценность вещей и денег. Но для того, чтобы объяснять это своим детям, надо самим быть финансово-бережливым и аккуратным в этом вопросе.
Заведите тетрадь, блокнот, или таблицу в экселе. Заставьте себя фиксировать все расходы. Спустя месяц, два, три, вы сможете сделать анализ и увидеть, куда утекают ваши деньги. Найдите в анализе то, от чего можно было бы с легкостью отказаться и поставьте себе цель в будущем не тратить эти деньги, а приберечь их на более весомую цель.
Уделять внимание планированию расходов- дать основу благосостоянию вашей семьи. Ставьте семейные цели на перспективу. Будет цель — будет план. Будет план — будут накопления. Будут накопления — найдутся способы приумножения. Будут приумножения — будет расти ваш капитал! Удачи нам всем в благосостоянии!